Page 16 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 16
де, устройстве и планировке жилища. Большее влияние
испытали они от башкир в силу более ранних и тесных
контактов, чем с русскими, что нашло свое выражение в
декоративно-прикладном искусстве: в характере орнамен-
тации и цветовой гамме, композиционных построениях ри-
сунка, материале и технике вышивки, узорном ткачестве,
художественной обработке дерева. Ассимиляционные
процессы, как правило, более интенсивно проходили среди
близко проживающих народов, исповедовавших мусуль-
манство, – башкир и татар Осинского и Красноуфимского
уездов.
Отечественная историческая наука постепенно при-
ходит к признанию того, что в Российской империи была
продуманная национальная политика. Она включала в себя
структурирование пространства государства без четкой
фиксации этнических границ, сложную систему отноше-
ний между центром и окраинами, имперской властью и ло-
кальными сообществами, асимметрию административно-
правовых систем, способность государства обеспечивать
стабильность в этнически и культурно разнородном обще-
стве, государственный гражданский национализм с его по-
стулатами народного суверенитета, российскую идентич-
ность, сам феномен российского народа, составными час-
тями которого веками являлись разные национальности.
Население в Российской империи классифицирова-
лось прежде всего по вероисповеданиям, а не по этниче-
скому признаку, где великороссы не имели выраженного
статуса имперской нации, где национальные окраины со-
храняли обычное право и традиционную хозяйственную
организацию при их постепенной интеграции в общую
экономическую жизнь страны. Власть оказывала содейст-
вие культурно-образовательному росту местного населе-
ния, а национальные элиты инкорпорировались в правя-
щую российскую элиту, составляя в XVIII–XIX вв., едва ли
15