Page 15 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 15
По мере общения с русскими крестьянами происхо-
дило видоизменение традиционного народного жилища, а
иногда и полная его замена русским типом домостроитель-
ства. Довольно значительными были взаимовлияния в оде-
жде. Так, манси переняли у русских различные виды на-
тельной одежды, в частности женские сарафаны, но сохра-
нили свои национальные головные уборы. Русские же заим-
ствовали приспособленную к местным условиям меховую
одежду. Все это позволяет говорить о взаимодействии на-
родов, проживающих в сходных природных условиях.
Исследуя характер взаимовлияния материальной
культуры русских и коми-пермяков, профессор Г. Н. Чагин
приводит примечательный пример. Подвергшиеся во вто-
рой половине XIX в. нивелированию под воздействием го-
родской среды и рыночных отношений многие элементы
культуры русских крестьян продолжали сохраняться в сре-
де коми-пермяков вплоть до 1930-х гг., поэтому коми-
пермяки выступили как бы хранителями русских этно-
культурных традиций12.
Культура башкир и татар во многом определялась
«принадлежностью к мусульманской общине. У марийцев
и удмуртов, несмотря на активные процессы христианиза-
ции, сохранялись родовые культы, в основе которых лежа-
ло поклонение предкам, а также элементы язычества»13.
Как отмечают исследователи, влияние русских заметнее
проявилось в повседневном костюме марийцев, чем в об-
рядовом, роль которого в жизни крестьян определялась со-
хранявшимся языческим мировоззрением.
У удмуртов, проживавших на Среднем Урале, сло-
жились тесные связи с башкирским и русским населением,
что нашло свое выражение в формах материальной куль-
туры. Ученые-этнографы отмечают заимствования в одеж-
12 Чагин Г. Н. Указ.соч. – С. 312.
13 Мазур Л. Н., Цеменкова С. И. Указ.соч. – С. 47.
14