Page 14 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 14
зону влияния ислама. В результате, в конце XVIII в. на Се-
вере Урала сформировалась граница распространения пра-
вославия, за пределами которой продолжала относительно
благополучно бытовать традиционная религиозность ман-
си с присущим ей религиозным ландшафтом, а на юге обо-
значилась граница, за пределами которой доминирующим
стал ислам»10.
Русские переселенцы, первоначально проживавшие
в местах расселения обских угров, заимствовали у местно-
го населения орудия и приемы ведения традиционных
промыслов. Есть сведения, что русские крестьяне, прожи-
вавшие рядом с вишерскими и лозьвинскими манси, ос-
воили их способ ловли рыбы, а охотники перенимали фор-
му нарт и плотов, удобных для сплава и перевоза по гор-
ным речкам.
Постепенно развивая хозяйственную деятельность,
занимаясь земледелием, русские поселенцы приучали к
этому и местных жителей. Так, в «Кратком известии о
пермских чердынских вогуличах, собранном Его Высоко-
преподобием Свияжского монастыря архимандритом Пла-
тоном, фамилии Любарским» за 1788 г. написано: «Ближе
к русским живущие начинают держать при ортах по 1–2
коровы. Покупают у чердынских купцов муку ржаную и
ячменную. Однако же не все женщины умеют из муки печь
хлеб»11.
10 Главацкая Е. М. Православное миссионерское общество и эволюция религи-
озного ландшафта манси Урала в XIX – начале XX вв. // Исторические судьбы
народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 2. Материалы Всероссий-
ской научной конференции «Исторический опыт этноконфессионального
взаимодействия в Среднем Поволжье и Приуралье (XVI – начало XX вв.)»
(Казань, 5–6 октября 2011 г.). – Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им.
Ш. Марджани АН РТ, 2011. – С. 246.
11 Цит. по кн.: Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце
XVII – первой половине XIX в. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. – С. 313–
314.
13