Page 13 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 13
пермяки. Иногда русские общины разделялись культурны-
ми барьерами, вплоть до неприятия смешанных браков»8.
Что касается отношения к другим народам, то рус-
ских отличала восприимчивость к этническим культурам и
традициям, с которыми им приходилось соприкасаться.
Как правило, под словом «мы» русские (в особенности
крестьяне) понимали не только этнически чистых русских,
но и соседей, если они подчинялись русскому царю. Ос-
новными критериями национальности, господствовавшими
в сознании русского народа, являлись принадлежность к
православию и подчиненность православному русскому
царю»9.
Конечно, невозможно представить многовековую
историю освоения края, взаимодействие разных народов и
этносов в ходе колонизации как легкий, бесконфликтный
процесс, как гладкий прямой путь. Несколько столетий не
прекращались на Урале башкирские восстания, христиани-
зации коренных народов сопровождалась столкновения с
березовскими вогулами и остяками. Но не это определяло
основной характер взаимодействия русских переселенцев с
окружающими народами.
Северные коренные народы Урала оставались не за-
тронутые или почти не затронутые индустриализацией.
При этом активный период православной колонизации
Урала был завершен в конце XVIII в. силами миссионеров
Тобольской и Вятской епархий. Большая часть народов
Урала была крещена и приняла православие. «Те, кто
предпочел сохранить свои религиозные традиции, пересе-
лились в северные, труднодоступные районы, или на юг, в
8 Головнёв А. В. Указ. соч. – С. 432.
9 История и культура Урала до конца XIX века : учеб. пособие /
Г. П. Головчанский, П. А. Корчагин, А. Ф. Мельничук, В. В. Мухин,
Г. Н. Плотников, Е. Н. Шестакова, А. В. Шилов, Г. Н. Чагин ; под общ. ред. д-
ра ист. наук, проф. Г. Н. Чагина; АНО ВПО «Прикамский социальный инсти-
тут». – Пермь, 2016. – С. 119.
12