Page 11 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 11
ние связанных с землей рабочих, горная система управле-
ния (горная полиция, воинские подразделения, суды), осо-
бый микроклимат и духовная атмосфера, историческое
сознание, выросшее из осмысления процесса колонизации
края, свои вероучителя и святые места у старообрядческой
части населения, сформировавшийся здесь тип личности и
неповторимый язык.
Не менее разительными становились отличия от
Центральной России и в духовной жизни края. Конечно,
большая роль в сохранении этой преемственности духов-
но-религиозных и художественных национальных тради-
ций принадлежала старообрядцам, которые еще в «деми-
довской империи» составляли едва ли не половину населе-
ния (согласно ревизии 1747 г. – 43% населения). По словам
Д. Н. Мамина-Сибиряка, «все заводское дело на Урале по-
ставлено раскольничьими руками». Благодаря старообряд-
цам Урал, превратившись на несколько веков в один из
главных центров раскола, чье влияние распространялось
на огромную территорию от Вятки до Тобола, и в начале
ХХ в., несмотря на усилия светских и церковных властей,
сохранял это свое значение.
Автор «Хозяйственного описания Пермской губер-
нии», созданного в 1802–1803 гг., Н. С. Попов, указывал на
то, что хотя староверы, например, в Нижнем Тагиле живут
довольно замкнуто, культурное влияние их столь велико,
что «прочие жители подражают им по большей части».
Подобным обстоятельствам край был во многом обязан
сохранением ощутимой связи с допетровской культурной
традицией, некоторыми чертами патриархальности в обра-
зе жизни, духовной атмосфере народного Урала, в самой
человеческой природе.
Складывающееся в этих условиях население Урала
представляло собой, по сути, особый этнокультурный фе-
номен. Несколько народов, сформировали этно-
10