Page 9 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 9
8 истоки уральского характера
Содержание курса структурировано в соответствии с учебными чет-
вертями, посвящено базовым ценностям внутреннего мира человека: Вере,
Надежде, Любви, Мудрости. Соотношение основного и дополнительного
материала сбалансировано, стимулирует интерес школьников к изучаемой
теме. Тексты для основного и дополнительного чтения пособия дополнены
отрывками из художественных и публицистических произведений, сти-
хотворениями уральских авторов. Они рассказывают о конкретных людях,
жизнь и дела которых без назидания раскрывают суть нравственного пове-
дения человека. Материал каждой учебной статьи выстроен по принципу:
ретроспективное изображение события – современное звучание – наце-
ленность на будущее. Это позволяет детям проектировать свое поведение
в соответствии с освоенными социокультурными ценностями.
Переход от репродуктивной деятельности к поисковой и исследова-
тельской осуществляется через проблемно-поисковые, творческие зада-
ния. Система таких заданий позволяет педагогу осуществлять на уроке
дифференцированный подход: ученику предоставляется право выбора
заданий, индивидуального темпа продвижения вперед, право на ошибку,
на самооценку и взаимооценку своего труда, возможность привносить в
урок, в свою работу витагенный опыт – знания, наблюдения, суждения. В
процессе изучения темы создается очередная страница «Первой книги»
как результат интеллектуальных, духовных и других усилий ребенка и
его семьи.
Учебный материал позволяет педагогу использовать разнообразные
приемы проверки знаний учащихся: развивающие и оценивающие тре-
нинги выявляют их ценностные приоритеты, сформированность социо-
культурных понятий. Вопросы и задания дают основу для размышления,
анализа, сравнения, оценки.
Содержание, структура учебного материала создают условия для по-
лучения системных знаний, выстраивания иерархии ценностей, развития
личности, осуществления выбора жизненного пути и направлены на соз-
дание эмоционально положительной атмосферы процесса познания.
Таким образом, учебный курс третьего года обучения позволяет:
– переосмыслить и расширить систему социокультурных категорий и
традиций народов Урала;
– выработать методологическую позицию включения общечеловечес-
ких и общероссийских ценностей в содержание курса «Урал. Человек.
Истоки»;
– углубленно рассмотреть технологии формирования социальной
компетентности учащихся.