Page 7 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 7
6 воспитание «духовной оседлости»
Воспитание «духовной оседлости», самосознания жителей, личной их при-
частности к многовековой культуре Урала – это и сохранение культурного,
исторического облика своего края – неповторимого, непохожего на другие.
Необходимо, чтобы люди разных профессий, убеждений и культурных тра-
диций включились в движение за защиту, за сохранение памятников культуры,
всех и всяческих сред, окружающих нас, питающих своей энергией не только
тело, но и душу человека. Необходимо проявлять повышенное внимание к
оберегающим и хранительным отношениям к культуре, не жалея творческих
усилий на то, чтобы наличные культурные ценности сохранять, спасать. Урал
является уникальным естественно-географическим и культурным регионом.
Со временем на Урале сложилась культурная ситуация, отражающая струк-
туру духовной жизни населения с самобытной социальной организацией, с
собственными духовно-нравственными и культурными традициями, обряда-
ми, праздниками, своеобразным бытом. Сохранение ценностей культуры и
природы, сбережение наследуемых нравственных, духовных традиций, образа
жизни народов Урала – не самоцель, а важное условие непонижения уровня
человеческой развитости, глубины, достигнутого в истории народа. Забота о
прошлом – это забота о будущем. Как для общества, так и для личности дорога
в будущее лежит через прошлое, через его переосмысление.
Люди живут на своей земле не только потому, что их держит здесь эконо-
мическая необходимость или они не могут никуда уехать, но и потому, что
они знают и любят свою малую родину. Любовь к родному краю начинается
с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и
настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у
школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. В каж-
дом городе, селе есть свои особенности исторического развития, специфика
культуры и природы, составляющие тот потенциал, который формирует в
каждом человеке интерес и привязанность к своей малой родине. Поэтому уча-
щихся необходимо знакомить не только с достижениями в масштабах страны,
но и с успехами людей, проживающих рядом с нами. Сведения краеведческого
характера близки и понятны учащимся, способствуют формированию у них
познавательного интереса к изучаемому предмету. Важно, чтобы материал
по программе «Урал. Человек. Истоки» использовался учителями на уроках
истории, географии, русского языка и литературы, изобразительного искус-
ства, трудового обучения, во внеклассной работе с классным коллективом и
организации работы с семьями учащихся.
М. Дьячкова