Page 6 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 6

«урал. Человек. Истоки»  5

уральцы, ежедневно впитывать впечатления, которые получили отражение
в произведениях науки и искусства, посещать квартиры-музеи – это обога-
щаться духовно.

    Как воспитывать «духовную оседлость» – привязанность к своей семье, к
своему дому, месту, где живешь, стране?

    Думается, что это во многом дело семьи. Привязанность к семье и дому
создается не наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в
семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых,
то это очень много значит для человека в жизни. Если дома хотя бы изредка
рассматривают семейные альбомы, вспоминают о том, как жили прабабушки и
прадедушки, то это важно вдвойне. Необходимо ценить родных за доброту, за
труд, за то, что они представители единого целого – семьи, за то, что они просто
«свои», а может быть, в чем-то «особенные». Хорошо известно, что человек,
не помнящий родства своего, без корней, превращается в пустое существо, не
имеющее как прошлого, так и настоящего и будущего. Сохранение культуры,
духовно-нравственных ценностей, истоки которых в прошлом народов, об-
ретает особый смысл в цепи поколений, в преемственности социокультурной
наследственности, передаче наследия, опыта народов Урала.

    Таким образом, основой «духовной оседлости» выступает память, именно
память помогает избежать «духовной невесомости» (Д. Лихачев). Известно,
что пребывание человека в состоянии физической невесомости требует
колоссальных сил, иначе она разрушает человеческий организм. Точно так
же «духовная невесомость» без «культурных спасательных кругов» может
разрушить духовную жизнь человека. Память противостоит уничтожающей
силе времени, она – преодоление времени, основа нравственности, основа
культуры. Память – источник эмоциональных и психологических пережива-
ний человека, она вызывает чувства благоговения и радости, сострадания и
величия. Память – необходимое условие нравственной жизни человека, его
духовной оседлости, привязанности к родным местам.

    Социальная память является способом существования любого обще-
ства. Поэтому процесс накопления, трансляции и хранения материальных
и духовных ценностей есть неотъемлемая часть жизнедеятельности людей.
Память – это не система, пассивно фиксирующая факты и события. Она в
силу своей природы выступает источником жизнеспособности, условием
самодостаточности социального организма. Это означает, что социальная
память является сферой колоссальной интеллектуальной и духовной работы,
которая, в конце концов, решает вопрос о том, каким быть обществу в перс-
пективе, а также каков его потенциал.

    Воспитание духовной оседлости – это не только обучение знаниям и рас-
пространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и
достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о
будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия.
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11