Page 5 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 5
4 воспитание «духовной оседлости»
подразумеваются не только отдельные объекты – памятники архитектуры,
скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства,
музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т.
п., но и явления, такие как традиции и навыки в области искусства, науки,
образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов,
групп населения, отдельных людей и т. д. Потребность в духовной оседлости
проявляется в постижении социокультурных ценностей и соотнесения себя,
своих жизненных, духовных ориентиров с ними. Человек, идентифицируя
себя с определенным социокультурным организмом, усваивает его законо-
мерности, нормы, особенности, что отражается в поведении, мировоззрении.
Приобщение к традициям родного края способствует формированию особого
внутриличностного уклада с четкими нравственными ориентирами, которые
и будут регулятором поведения человека.
Открытие детям красивого и увлекательного окружающего мира, расшире-
ние и углубление представлений о людях, которые в нем живут, воспитывает
в них чувство духовной оседлости, памятливости. Улицы, площади, дома,
парки напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво
входят впечатления прошлого в духовный мир человека. Любить свою семью,
свои впечатления детства, свой дом, свою культуру, знать историю, осозна-
вать связи внутри своего народа, между различными народами, чувствовать
свою «укорененность» в своей Родине необходимо для духовной оседлости
человека. Человек – это не перекати-поле, которое осенний ветер гонит по
степи. Мы должны быть благодарны нашим предкам, должны принять в свой
нравственный мир, хранить и деятельно защищать все, что создано предыду-
щими поколениями для нас и наших потомков.
В жизни человека так называемый родовой тыл играет огромную роль,
именно он дает незыблемую земную опору. Человек не может полноценно
жить в безопорном пространстве, в духовной невесомости. У каждого чело-
века должно быть такое место, где он не безроден, где есть родня и родина.
Традиционно жизнь семьи, одного поколения за другим протекала в родовом
доме, который становился первой, малой родиной. В отчий дом возвращались,
образ его хранили в памяти на чужбине. Защищая родную землю от врагов,
защищали в первую очередь свой дом. Современные люди более подвижны,
легко меняют квартиру, город, страну, они выбирают. Но в этом есть и обрат-
ная сторона – риск потерять духовную оседлость, укорененность в культуре
своей земли.
Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении мно-
гих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность,
но и прошлое своих предков. Ему необходимо сердцем своим ощущать, что
он является наследником и своих родителей, и великих подвижников Урала.
Тогда его потребностью станет желание построить дом здесь, на Урале, обжи-
вать и обустраивать дорогие сердцу места. Жить там, где жили знаменитые