Page 67 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 67
66 ТЕМА «УРАЛЬСКИЕ МАСТЕРА»
Красоту глубинную потрогав,
Не случайно люди нарекли
Край уральский,
Сказочный и строгий,
Самоцветной музыкой земли…
– О чём это стихотворение? Что общего в этом стихотворении и в
рассказе учебника?
(В обоих текстах говорится о нашей родной земле, о людях, которые
работают с камнем, неживая природа «оживает» благодаря людям.)
Главное в этих текстах – люди, которые трудом прославляют наш
край, открывают красоту глубин. Но поэт говорит о недрах «манят и
тревожат».
А как в рассказе характеризуется труд рудознатца? (Неимоверно
тяжёлый, медленно продвигается вперёд, приходится вгрызаться, много
нужно потратить сил, чтобы найти самоцветные камни.)
Для чего добывают самоцветные камни из недр земли? До сегод-
няшнего дня самоцветные камни нужны были человеку в основном для
изготовления талисманов, оберегов и украшений. Рубиновые звёзды
горят на башнях Московского Кремля. Современная наука научилась
использовать самоцветные камни в электронике, лазерной инженерии и
других областях производства.
Но главным качеством цветного камня, которое более всего ценит чело-
век, остаётся красота. В нём поражает неожиданность окраски, множество
оттенков, блеск и игра света.
И тут начинается третья история камня – история его отделки.
3. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в паре
1) Подготовительный этап
Мы попадаем в мастерские камнереза и гранильщика – героев сказа
Павла Петровича Бажова. На станке работает мастер. Прочитайте отрывок
из сказов «Каменный цветок» и «Хрупкая веточка».
МК. Для работы представлены тексты разной степени сложности
в зависимости от возможностей класса. Учитель может использовать
оба текста, но дать их разным парам и при этом познакомить ребят и с
работой камнереза и с работой гранильщика. Отрывок из сказа «Хрупкая
веточка» представлен в учебном пособии на стр. 113, а отрывок из сказа
«Каменный цветок» ребята зачитывают на карточке.