Page 66 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 66

Занятие 1. «КАМЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА»  65

2. Беседа. Работа с учебником
Ребята рассаживаются на свои места.

    1) Обратимся к учебнику. Рассмотрите, пожалуйста, титульный лист
перед третьей главой нашей книги. Прочитайте заголовок. Такой темой
будут объединены наши занятия в третьей четверти. Кто изображён на
рисунке? Чем занимается мастер? Может быть, вы его узнали? Верно,
это Данила-мастер, герой сказа «Каменный цветок» уральского писателя
Павла Петровича Бажова (показывает портрет писателя).

    2) Прочитаем текст на стр. 66–67.
    Какие занятия людей связаны с обработкой камня? (Ребята называют
занятия, учитель размещает на доске опорные слова.)
    – О каких историях камня идёт речь в рассказе? (Ребята отвечают на
вопрос строчками учебника.)
    Верно, первая история – образование самоцветных камней в недрах гор.
Урал представляет собой совершенно уникальное место на Земле. Почти
все известные в мире самоцветы имеются в уральских кладовых, а это 40
видов, более 1000 месторождений. Некоторые из них так и вошли в исто-
рию с собственными именами: уральские изумруды, тагильский малахит.
Это только те, которые открыты геологами, а сколько ещё непознанного
таят в себе Уральские горы. Само понятие «уральские самоцветы» стало
символом не только богатств Урала, но всей нашей страны. Нигде природа
не была так щедра и разнообразна в своём творчестве, как на Урале.
    3) Народная фантазия создала легенды о таинственных силах, которые
собирают и хранят на Урале все сокровища земли. Уральский писатель
Павел Петрович Бажов создал на их основе неповторимые образы Хозяйки
Медной горы, Великого полоза. С ними мы познакомимся на уроках лите-
ратуры и на библиотечных занятиях. А сейчас послушайте стихотворение
Людмилы Ладейщиковой.
    (Подготовленный ребёнок или учитель читают стихотворение.)

                Кто родством
                С цветком и камнем связан,
                Тот в крови надолго сохранит
                Солнца драгоценные топазы,
                Трав живых целебный малахит.
                Но трудом
                Родство с землей умножив,
                Начинает сердце различать
                Песни трав.
                И манят и тревожат
                Недра,
                Переставшие молчать.
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71