Page 66 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 66
Занятие 1. «КАМЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕРА» 65
2. Беседа. Работа с учебником
Ребята рассаживаются на свои места.
1) Обратимся к учебнику. Рассмотрите, пожалуйста, титульный лист
перед третьей главой нашей книги. Прочитайте заголовок. Такой темой
будут объединены наши занятия в третьей четверти. Кто изображён на
рисунке? Чем занимается мастер? Может быть, вы его узнали? Верно,
это Данила-мастер, герой сказа «Каменный цветок» уральского писателя
Павла Петровича Бажова (показывает портрет писателя).
2) Прочитаем текст на стр. 66–67.
Какие занятия людей связаны с обработкой камня? (Ребята называют
занятия, учитель размещает на доске опорные слова.)
– О каких историях камня идёт речь в рассказе? (Ребята отвечают на
вопрос строчками учебника.)
Верно, первая история – образование самоцветных камней в недрах гор.
Урал представляет собой совершенно уникальное место на Земле. Почти
все известные в мире самоцветы имеются в уральских кладовых, а это 40
видов, более 1000 месторождений. Некоторые из них так и вошли в исто-
рию с собственными именами: уральские изумруды, тагильский малахит.
Это только те, которые открыты геологами, а сколько ещё непознанного
таят в себе Уральские горы. Само понятие «уральские самоцветы» стало
символом не только богатств Урала, но всей нашей страны. Нигде природа
не была так щедра и разнообразна в своём творчестве, как на Урале.
3) Народная фантазия создала легенды о таинственных силах, которые
собирают и хранят на Урале все сокровища земли. Уральский писатель
Павел Петрович Бажов создал на их основе неповторимые образы Хозяйки
Медной горы, Великого полоза. С ними мы познакомимся на уроках лите-
ратуры и на библиотечных занятиях. А сейчас послушайте стихотворение
Людмилы Ладейщиковой.
(Подготовленный ребёнок или учитель читают стихотворение.)
Кто родством
С цветком и камнем связан,
Тот в крови надолго сохранит
Солнца драгоценные топазы,
Трав живых целебный малахит.
Но трудом
Родство с землей умножив,
Начинает сердце различать
Песни трав.
И манят и тревожат
Недра,
Переставшие молчать.