Page 56 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 56

Занятие 5. «ГОЛУБОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ УРАЛА»  55

интересные рассказы о реках и озёрах нашего района, увидим уникальные
уголки природы, почувствуем любовь к своему краю, радость творчества.

    2. Основной этап. Работа с учебным пособием

    Начнём знакомство с водоёмами нашей области с чтения статьи в
пособии на стр. 55.

    Назовите крупнейшие водоёмы Свердловской области. (Учитель об-
ращает внимание на ударения в названиях рек и озёр.)

    Большинство рек начинается на Уральских горах, стекая к востоку и
к западу. (Учитель показывает на карте крупнейшие реки, их истоки.)
Место рождения определяет характер течения. Найдите подтверждение
этого предложения в тексте. (В начале это шумные горные реки, а потом,
спустившись в долину, они текут плавно, величественно.)

    Почему человек стремился селиться по берегам рек? (Без воды невоз-
можно было организовать хозяйство, наладить быт, питаться.)

    – Человек широко использует водоёмы в своём хозяйстве, но это часто
наносит ущерб природе. Далее учитель или подготовленные дети рас-
сказывают о тех реках (озёрах), на берегу которых находится их родной
город (посёлок).

    МК. Желательно, чтобы рассказ содержал не столько географичес-
кий материал, сколько интересные факты освоения реки человеком.
Примером такого рассказа служат материалы учебника про реку Чусо-
вую и озеро Таватуй. Также этот материал может быть использован для
дополнительного чтения и внеклассных занятий.

    Например, мы даже не можем себе представить, но река Ница, что
течёт близ города Ирбита, играла важнейшую роль при проведении
ярмарки. С XVII века в течение почти трёх столетий река Ница была су-
доходной. Товары завозились по реке ещё летом. Здесь ходили баржи,
грузоподъёмность которых была намного больше, чем у повозок и телег,
двигавшихся по дороге. Судоходство просуществовало до 1924 года
и ликвидировано из-за сильного обмеления реки. Но в том, что река
стала мелкой, виноват человек, вырубивший леса для производства
древесного угля.

    3. Социокультурный тренинг (АФО) – коллективная творческая
работа

    1) Подготовительный этап
    Литературно-музыкальная страничка
    Мы продолжаем путешествие по нашим рекам. Их берега не перестают
удивлять нас своей красотой. Художники кистью и красками передают свое
восхищение каменистыми утёсами и равнинными просторами, голубыми
   51   52   53   54   55   56   57   58   59   60   61