Page 49 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 49
48 ТЕМА «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»
рассмотрим физическую карту нашей области, послушаем сообщения
наших знатоков природы.
(Ребята заранее готовят небольшие сообщения на основе текстов в
пособии на стр. 46.)
2) Уч и т е л ь : Человек и камень. История человечества неразрывно
связана с камнем, начинается с каменного века. По каменным орудиям и
украшениям учёные-археологи судят о степени развития человечества,
его культуре. Разным камням приписывали волшебные свойства, они
символизировали человеческие качества. До сих пор мы говорим о че-
ловеке «твёрдый как камень, у него железная воля, каменное терпение».
Вся жизнь человека – это восхождение, покорение вершин знаний (про
учёбу в шутку говорят «грызть гранит науки»), достижение вершин про-
фессионального мастерства. Достигнув определённых высот, человек не
останавливается, ставит перед собой следующие задачи.
3) Коренные жители – ненцы, ханты, манси (показывает фотографии
или рисунки людей в национальных костюмах этих народов) так и
называли наши Уральские горы – «Камень», первые русские поселенцы
приняли это название. О происхождении современного названия учёные
спорят до сих пор.
4) О самом Урале сложено множество легенд, сказок, стихотворений.
Обратимся к учебнику на стр. 44–45.
– Кого называют богатырями?
– Каким вы себе представляете богатыря – героя легенды?
– Выберите фразу из легенды, которая подходит к рисунку на стр. 45.
– Какие сокровища хранят в себе Уральские горы?
Уральские горы – не только кладовая несметных богатств, но и граница,
разделяющая материк Евразия на две части: европейскую и азиатскую.
Рассмотрите фотографию символического знака, который установлен
возле города Кушва, и прочитайте стихотворение Людмилы Константи-
новны Татьяничевой.
3. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в паре
1) Подготовительный этап
Учитель: Учёные изучают природу Урала. В произведениях искусства
писатели, художники, музыканты воспевают красоту Уральских гор. Со-
ставьте предложение о наших родных местах. Используйте известные вам
литературные приёмы (олицетворения, сравнения, эпитеты).
2) Основной этап
На индивидуальный этап учитель отводит 2–3 минуты.
На групповом этапе ребята в паре обсуждают предложения каждого,