Page 401 - Очерки истории культуры Урала
P. 401

личный регион»). И если вводить такую качественную характери-
стику как «региональность», то она вполне может быть применена
к «столице» как определенному культурному образованию и вы-
ступать коррелятом понятия «столичность» (применительно к сто-
личному региону «столичность» входит составной частью в кате-
горию «региональность»).

    Это не исключает того, что культура региона может нести чер-
ты провинциальности (в прежнем оценочном смысле, в качестве
самой культурной жизни). Как отмечают исследователи, «провин-
циальность» – это качество, никак не связанное с географической
принадлежностью, это, скорее, «особенность психического склада,
причем не каких-либо социальных или этнических групп, живу-
щих на определенной территории, а свойственная отдельной лич-
ности»207. Провинциальность может быть свойственна жителю
столицы в той же мере, как и жителю любого другого места.

    Кажется, что культура региона в каком-то смысле даже обре-
чена на то, чтобы быть провинциальной. Конечно, здесь возникали
и возникают яркие явления, но, в целом, регионы «уступают» сто-
лице, в том числе и по стандартам культурного потребления. Не-
смотря на любые социально-политические перемены, Большой те-
атр в стране по-прежнему остается один, также как Эрмитаж или
Третьяковская галерея. Не следует забывать, что одна из главных
функций столицы – «производство культуры». Она призвана акку-
мулировать, создавать и транслировать культурные ценности,
нормы, модели и стили поведения. Если считать высшим проявле-
нием духовной культуры искусство, задача, как видим, представ-
ляется едва ли разрешимой.

    Существует иной поворот данной темы, связанный с традици-
ей, утраченной отечественной культурой. В святоотеческой лите-
ратуре есть рассказ о том, как старец со своим учеником добира-
лись из одного монастыря в другой. Под вечер стало ясно, что они
не успевают дойти до монастыря. Увидев смущение ученика, ста-
рец спокойно заметил, что они заночуют там, где застала их ночь,
ибо «и в монастыре Бог, и здесь Бог»…

    Вот этого сознания, что в высшем смысле (религиозном, экзи-
стенциальном) не имеет значения, где ты находишься, сегодня мы
почти лишены. Любое место на земле в этом отношении равноцен-
но. Хотя с древности людям важно было получить еще и прямое
свидетельство об этом. С появлением на Урале святого Симеона

207 Кириченко Е.И., Щеболева Е.Г. Русская провинция. – М., 1997. – С. 176.

                                                400
   396   397   398   399   400   401   402   403   404   405   406