Page 397 - Очерки истории культуры Урала
P. 397

тичности. Сибиряки, уральцы, северяне – это не только образы из
публицистики, но реальные наднациональные образования, с ко-
торыми идентифицируют себя жители отдельных регионов стра-
ны. Констатация наличия региональных сообществ на этом этапе
стала переходить в новое качество, потребовавшего ответы на во-
просы, связанные с функционированием регионального сообщест-
ва как единого организма, изучением локальной истории, осмыс-
лением феномена региональной культуры.

    Характерным в этом отношении является подъем краеведческо-
го движения, начавшаяся широкая рефлексия, касающаяся истории
и художественной культуры Урала, переосмысление оценки не
только отдельных явлений, но и целых периодов. В качестве при-
мера можно привести подготовку и проведение конференций «Го-
рода Урала в контексте русской культуры», «Церковь и религия на
Урале» в Челябинске, открытие в Перми выставки-публикации
«Эпоха. Власть идей. Художник» и конференции «Искусство Пер-
ми в культурном пространстве России. Век ХХ», восстановление
памятников Верхотурья и Невьянска, строительство Храма-на-
крови на месте расстрела царской семьи в Екатеринбурге.

    Если рассматривать, как складывается художественная ситуа-
ция на Урале именно с точки зрения обретения своего лица, то об-
ращает на себя внимание появление отдельных ярких явлений в
культуре края. Специфика момента заключается в том, что они не
складываются в общую картину художественной жизни, тем самым
не выводят ее на новый качественный уровень. Вырастая из этой
почвы, они не признаются до конца «своими», сохраняется ощуще-
ние, словно их семена занесены «со стороны». Кажется непривыч-
ным для Урала подчеркнутое внимание к эстетической природе ху-
дожественного творчества, сознание самоценности произведения
искусства, философичность, вкус к метафизическим вопросам бы-
тия, попытки обрести себя в контексте мировой культуры.

    Отношение к процессу регионализации изменилось, когда ак-
цент был перенесен на укрепление единства страны. В стремлении
регионов к большей самостоятельности (проявлявшейся, в том
числе, в стремлении противопоставить себя федеральному центру)
стали видеть подпитку центробежных тенденций. Однако процесс,
начавшийся в регионах в предыдущее время, не был прерван, а
лишь частично изменил форму, продолжая оставаться фактором
развития территорий.

    На региональном уровне формируются стратегии развития
культуры, в которых находят свое отражение характер социально-

                                                396
   392   393   394   395   396   397   398   399   400   401   402