Page 395 - Очерки истории культуры Урала
P. 395

С начала 1990-х гг. в связи с переходом к рыночным реформам
по всей стране складывается новая ситуация, определяющая со-
временное состояние культуры. Противоречивый, подчас кон-
фликтный характер взаимоотношений между культурой и рынком
обнаруживается в основе каждого отдельного социокультурного
явления и в современной художественной жизни в целом. Ком-
мерциализация культуры, засилие массовой культуры, понижение
общего культурного уровня дает повод говорить о деградации
культуры, ее упадке, превращении в «продукт потребления». С
другой стороны, рынок выступает фактором обновления культуры,
средством формирования более гибкой системы организации
культурной практики, перехода к новым формам существования
художественной культуры. Сокращается «время сопротивления»
новым видам искусства, которые, сосуществуя со «старыми», дос-
таточно быстро становятся достоянием широких масс, во многом
благодаря деятельности средств массовой коммуникации.

    Среди характерных черт современной культурной ситуации
можно назвать «разгосударствление» и деиделогизацию культуры,
демократизация культурной жизни, освоение западных норм и
стандартов, нечеткость ориентиров общественного развития и
культурной политики, сокращение материальной поддержки сфе-
ры культуры со стороны государства.

    Интеграция России в мировой сообщество сопровождается
включением ее в процессы глобализации, освоением опыта миро-
вой художественной культуры ХХ в., в том числе художественных
практик постмодернизма.

    Возрастает роль масс-медиа. Появляются многочисленные
коммерческие телеканалы, радиостанции, газеты и журналы,
книжные издательства. Особое место среди форм и механизмов
трансляции информации и культурной коммуникации занимают
новые информационные технологии. Компьютеризация, наличие
глобальных информационных сетей создают новое «время-
пространство» для функционирования художественной культуры.
Интернет открывает доступ к огромному количеству информации
о художественных выставках и концертах, о новых книгах и спек-
таклях, создает условия для индивидуального самовыражения.

    Доминирование коммерческой культуры, увеличение разрыва
между «массовой» и «высокой» культурой. По-новому встает про-
блема соотношения между уникальностью произведения искусст-
ва и массовым тиражированием.

                                                394
   390   391   392   393   394   395   396   397   398   399   400