Page 391 - Очерки истории культуры Урала
P. 391
Феномен свердловского рока
Рок-музыка – явление, активно заявившее о себе в эпоху про-
тиворечивой общественной атмосферы второй половины 1960–
1970-х гг. стала своеобразным зеркалом, в котором отразились
противоречия эпохи, поиски молодого поколения, сталкивающего-
ся с проблемами и трудностями «периода застоя». Явление рок-
музыки характерно для урбанизированного общества. Рок-
музыка – это не просто сфера музыкальных интересов молодых
людей, а один из способов выражения мировоззренческих прин-
ципов, ценностных ориентаций, особого мироощущения.
Один из исследователей феномена рок-музыки, И. Набок, от-
мечал: «…в сложной, противоречивой, калейдоскопической кар-
тине современной музыкальной культуры рок-музыка заняла осо-
бое место, заставляющее в который раз усомниться в справедливо-
сти традиционного разделения музыкальных жанров на «легкие» и
«серьезные». <…> С утверждением этого явления как самостоя-
тельного <…> вместо развлекательной функции [музыки] на пер-
вый план вышла функция компенсаторная. Это означало, что му-
зыкальной культурой выработано новое мощное средство компен-
сации жизненных невзгод, социальной неустроенности и незащи-
щенности, эмоциональной недостаточности, ориентированное на
особенности молодежного сознания»205.
Действительно, среди причин популярности советского рока
1960–1970-х гг. важное место занимает социальное недовольство
молодежи, разочарование в «высоких идеалах», провозглашав-
шихся официальными деятелями с высоких трибун и очень часто
ничем не подтвержденных в повседневной жизни, кризисные яв-
ления в духовной атмосфере страны в целом. В Советском Союзе
рок выполнял роль оппозиционного социокультурного движения.
Это была «магнитофонная» культура не подконтрольных официо-
зу звукозаписей, символизирующих независимость молодых и яв-
ляющихся иногда едва ли не единственным способом сказать
правду о происходящем.
Явлением в рок-движении и, шире, в культурной жизни страны
1980-х гг. стал «уральский рок». Уральских рокеров отличала под-
черкнутая социальность песенной тематики, не отрицающая обра-
щения к высшим смыслам бытия; внимание к человеку своего
времени, его сегодняшним проблемам и не совсем привычная для
205 Набок И. Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. – Л., 1989. – С. 17.
390