Page 389 - Очерки истории культуры Урала
P. 389

Брусиловский не претендует на роль провидца или пророка.
Пафос у него, как правило, скрыт за иронией, неотделимой от са-
моиронии. Он – художник, он слишком жизнелюбив. Настоящую
угрозу жизни Брусиловский видит в том, что ее пытаются подчи-
нить механическим началам, запрограммировать, низвести до ка-
ких-то умозрительных схем.

    Можно сказать, что портреты Брусиловского так же индивиду-
альны, как и изображенные в них люди. Если портрет театроведа
Я. Тубина кажется дружеским шаржем, то портреты поэта
Я. Андреева или художников Г. Метелева и В. Малининой – более
традиционны по своему строю (к этим работа примыкает замеча-
тельная галерея романтических и лирических женских образов).
Портрет В. Воловича почти неуловимо стилизован, представляя
известного графика в образе средневекового мастера, пристально
всматривающегося в жизнь. Портрет Г. Мосина выполнен как буд-
то в несколько гротесковой манере: большая голова, статичная по-
за «охотника» с огромной двустволкой, лисья морда задумчивой
собаки, условный пейзаж. С этим шутливым описанием контра-
стирует серьезное выражение лица Мосина с взыскательным,
строгим взглядом. В единое целое здесь слиты романтичность и
практицизм. Внешняя простота, грубоватая сила оберегают тонкое
душевное устройство. Зритель должен ощутить железный стер-
жень внутри этой личности. В каких бы приятельских отношениях
с этим человеком кто-либо не находился, ему придется помнить,
что даже ради сохранения хороших отношений изображенный в
портрете не согласится поступиться своими принципами.

    С середины 1980-х гг. ситуация вокруг художника меняется.
Оказывается, что все предшествующие десятилетия поиски Бруси-
ловского лежали в русле самых современных тенденций мировой
живописи. Художник словно выиграл спор у времени, которое
только теперь нагнало его. Но это не внесло каких-то видимых из-
менений в его творчество. Он по-прежнему верен своим темам.
Более того, в наступившей в российском обществе после падения
идеологических запретов свободе они обрели новую актуальность.

    Продолжает расширяться список работ Брусиловского на биб-
лейские темы. Только теперь становится понятным, насколько не-
случайным было появление этой темы в его творчестве. Написан-
ные художником в разные годы работы циклы («Распятие», «Петр
и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду»,
«Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» и др.) объ-
единяет не только стилистическая близость, но, прежде всего, –

                                                388
   384   385   386   387   388   389   390   391   392   393   394