Page 388 - Очерки истории культуры Урала
P. 388
для художника поводом к рефлексии по поводу того, насколько
далеко современный человек ушел в своем развитии от животных.
Открытый трагизм обретает живопись Брусиловского, когда он
касается исторических обстоятельств и событий. В картине «Пье-
та. Жертвам войны» (1978) он достигает оглушительной силы и
пронзительности. В концлагерном дворе, среди бараков с заклю-
ченными, вышками с часовыми и собаками является Богоматерь.
Она склоняется над обнаженным женским телом, вокруг которого
парят ангелочки (а может быть души умерших детей?) с обглодан-
ными крылышками, торчащими ребрами и вздувшимися, как от
голода, животами. Красные, синие неземные цветы сыплются на
пути распростертой женщины, тело которой через мгновение
должно навсегда исчезнут в топке концлагерной печи, где сжигают
узников…
Проблемы Добра и Зла осмысляются художником не только в
общественно-политическом плане, но и проявляют в его творчест-
ве свою метафизическую природу как начала, извечно присущие
миру. Художника все больше интересует как они сталкиваются,
борются в душе одного человека, независимо от социального ок-
ружения или политических режимов.
Мир, по Брусиловскому, изначально поврежден Злом (отсюда
постоянное обращение художника к мотивам грехопадения, изгна-
ния из рая). Человека постоянно искушают, или он находится в
состоянии самоискушения. Поэтому в жизни всегда присутствует
драматический момент, как следствие непрекращающейся борьбы,
принимающей разнообразные формы – от духовного противостоя-
ния до прямого столкновения.
Живопись художника театральна, многослойна и многокрасоч-
на. Нельзя сказать, что она не сюжетна. Но что важнее – она не ил-
люстративна. Изобразительный мотив лишь служит отправной
точкой для поисков. Содержание возникает из честной попытки
художника сделать зрительно представимым волнующую его тему
или коллизию, представить героев в определенных обстоятельст-
вах. Живопись тогда действительно становится опытом художест-
венного постижения истины (или приближения к ней). Это исклю-
чает превращение картины в подобие интеллектуальных ребусов,
требующих разгадки. Его живопись не умозрительна, скорее чув-
ственна, она ожидает от зрителя одного – доверия своим непосред-
ственным зрительным впечатлениям, возникающим эмоциональ-
ным ощущениям и переживаниям.
387