Page 64 - Календарь памятных дат в истории Урала. 2017 год
P. 64
В 1890 году Нестеров переезжает в Киев, где в течение Место Дубки. Уфа. Фото
пяти лет вместе с В. М. Васнецовым участвует в созда- С. М. Прокудина-Горского
нии росписей Владимирского собора. В эти годы он, как и
прежде, много ездит по России, по ее древним городам и
монастырям, выезжает за границу, посещая города Ита-
лии и Франции, Германии и Греции, посещает Константи-
нополь. Важными для него темами в эти и последующие
годы остаются жизнь Сергия Радонежского, духовное воз-
растание человека, создание образа Святой Руси («Юность
Сергия Радонежского», «Труды преподобного Сергия», «Ве-
ликий постриг», «Под благовест», «Вечерний звон»). В 1896
году Нестеров избран членом Товарищества передвижни-
ков, два года спустя – академиком живописи.
Оформление храмов становится одним из важных на-
правлений творчества М. В. Нестерова. После росписей
Владимирского собора он создает эскизы мозаик для
церкви Воскресения Христова (храм на месте убийства
императора Александра II) в Петербурге, расписывает
храм Александра Невского в Абастумане и церковь Мар-
фо-Мариинской обители в Москве.
С конца XIX века Нестерова, наряду с исторической
тематикой, все больше привлекает создание портретов
современников. В дореволюционный
период им созданы, помимо портре-
тов членов семьи, живописные пор-
треты Н. А. Ярошенко и Л. Н. Толстого,
картины «Философы» (П. А. Флорен-
ский и С. Н. Булгаков), «Архиерей»
(митрополит Антоний Храповицкий).
Потребность в создании больших жи-
вописных полотен нашла воплощение
в картинах «Святая Русь» и «На Руси»
(«Христиане», «Душа народа»).
В 1909 году Михаил Васильевич да-
рит городу Уфе свое собрание картин
русских художников. Этим было поло-
жено начало художественному музею,
открывшемуся в 1920 году и носяще-
му имя М. В. Нестерова.
63