Электронный информационный ресурс  «И тут появился изобретатель…»

Руководитель проекта: Казанцев Александр Гелиевич, член правления «Ассоциации кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области»                      

Тема приоритетного направления патриотического воспитания молодых граждан в Свердловской области, в рамках которой будет проводиться заявленный проект: «Формирование уникального образа Свердловской области, продвижение промышленного имиджа путем создания и распространения медиа-, Интернет-, аудио-, видео-, печатной) продукции патриотической направленности в рамках приоритетного направления «Реализация мероприятий по патриотическому воспитанию молодых граждан на территории Свердловской области»

Целевая аудитория проекта: обучающиеся в кадетских (казачьих) классах и клубах; педагоги общего и дополнительного образования.

Охват целевой аудитории:

обучающиеся 10-14 лет – 1000 человек;

педагоги общего и дополнительного образования – 200 человек;

родители школьников – 100 человек.

Обоснование социальной значимости проекта

Перед Свердловской областью как промышленно развитым регионом стоит задача повышения мотивации обучающихся общеобразовательных школ к изучению предметов естественнонаучного цикла и последующему выбору профессий технического профиля и инженерных специальностей, что закреплено в концептуальных положениях проекта «Уральская инженерная школа» на 2015 — 2034 годы (Указ Губернатора Свердловской области от 31.05.2016 № 307-УГ).

Реализация масштабных задач будет эффективней, если опираться на исторический опыт региона и актуализировать его в современных условиях.

Представляемый проект является составной частью регионального культурно-просветительского патриотического проекта «Мы – уральцы».

Проблема заключается в слабом знании школьниками истории инженерно-технической мысли, вклада в ее развитие лучших представителей уральской науки и техники, недостаточное понимание связи современного состояния промышленности региона с техническими достижениями прошлого.

Социальная значимость проекта состоит в развитии интереса школьников к научно-техническому творчеству на основе изучения деятельности знаменитых земляков и их открытий, способствовавших развитию промышленного потенциала Среднего Урала. Повышение информированности и методической компетентности педагогов в области истории науки и техники. Создание условий для детско-родительского взаимодействия, организации продуктивного семейного досуга, используя материалы, представленные на электронном информационном ресурсе.

В долгосрочной перспективе проект направлен на укрепление региональной идентичности и самосознания как важной части патриотического воспитания.

Цель проекта: создание электронного информационного ресурса «И тут появился изобретатель…», размещенного в сети Интернет, материалы которого можно использовать для организации урочной, внеурочной, внешкольной (культурно-досуговой) деятельности с целью популяризации научно-технических достижений уральцев.

Задачи проекта:

1) задачи организационного этапа включают концептуальное описание проекта, формирование команды исполнителей, консультирование с педагогами и родителями;

2) задачи информационного этапа включают подготовку контента для электронного информационного ресурса (систематизация информации об уральских изобретателях и их изобретениях; подбор описаний экспериментов, чертежей моделей для конструирования, связанных с изобретениями; подбор иллюстративного материала);

подготовку и публикацию материалов о ходе работы по проекту в социальных сетях и региональных СМИ;

3) задачи основного этапа включают создание электронного информационного ресурса (дизайн, программирование страниц, наполнение страниц, проверка функциональности),

его размещение в сети Интернет, индексация; разработку положения о конкурсе научно-практических и научно-исследовательских работ школьников и студентов; проведение конкурса научно-практических и научно-исследовательских работ школьников; публикацию материалов о проекте в социальных сетях;

4) задачи заключительного этапа включают представление результатов проекта педагогической и родительской общественности; подготовку итоговой документации по реализации проекта, определение перспектив его дальнейшего развития.

Методология и методы

Методологической основой проекта является системный подход, обеспечивающий рассмотрение вопроса об актуализации наследия уральских изобретателей как сложносоставного целого, объединяющего историко-биографическую информацию, особенности инженерных решений, выбор экспериментов и моделей для изучения школьниками физических явлений, лежащих в основе изобретений уральских мастеров, с учетом психолого-педагогических особенностей младшего и среднего подросткового возраста.

Для решения поставленных в проекте задач используется управленческая технология Agile, позволяющая представить проект как комплекс подпроектов (подготовка контента, разработка электронного информационного ресурса, работа в социальных сетях, информационное «продвижение» проекта), которые объединены общей идеей и реализуются одновременно.

В процессе подготовки подпроектов используются общенаучные методы (анализ, систематизация, классификация, идеализация) – при подготовке контента; методы моделирования и проектирования (при создании электронного информационного ресурса); методы SEO-продвижения (при размещении электронного информационного ресурса в сети Интернет).

Возможности тиражирования и повторного применения проекта: тиражирование и масштабирование проекта возможно по нескольким содержательным линиям – расширение представленной на электронном ресурсе информации; создание подобного ресурса, посвященного ученым-гуманитариям; проведение на основе представленного материала конкурсов научно-практических и научно-исследовательских работ школьников и студентов с представлением результатов их исследований на разработанном электронном ресурсе. Данные проект может стать модельным для создания индивидуальных и/или групповых проектов обучающихся школ, в системе дополнительного образования и при организации работы в рамках летней оздоровительной кампании.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта. Информационная составляющая – знакомство школьников младшего и среднего подросткового возраста со значимыми страницами истории науки и техники на Урале; обеспечение широкого доступа к информации об уральских изобретателях и инженерах для педагогов и родителей;

деятельностная составляющая – обеспечение организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности школьников младшего и среднего подросткового возраста по освоению физических законов окружающего мира в ходе проведения экспериментов и создания собственных проектов.

            Заявленные значения показателей результативности проекта, включают:

1) целевые показатели реализации подпрограммы 4 «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области» государственной программы Свердловской области «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года» в части решения задачи «Модернизация содержания и форм патриотического воспитания как условие вовлечения широких масс граждан в Свердловской области в мероприятия историко-патриотической, героико-патриотической, военно-патриотической направленности» – создание электронного информационного ресурса, обеспечивающего модернизацию содержания и форм патриотического воспитания через знакомство с историей изобретений и возможностями актуализации открытий уральцев в современных условиях (проведение экспериментов и создание собственных проектов) – 1 ресурс;

Государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие инновационные программы патриотической направленности – 18 организаций, входящих в сетевое сообщество «Культурно-образовательное пространство школы», что составляет 3% от общего числа государственных и муниципальных образовательных организаций Свердловской области.

2) целевой показатель «Количество граждан, участвующих в добровольческой деятельности» (волонтеры, участвующие в организации и проведении очного этапа конкурса научно-практических и научно-исследовательских работ школьников и студентов) – 10 человек.

3) целевой показатель «Количество информационных материалов в средствах массовой информации (электронных и печатных) о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций»

– не менее 10 постов в социальных сетях за первый год реализации проекта;

– публикация в СМИ – не менее 3 статей в региональных печатных и электронных изданиях.